Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение

Cпортивная школа олимпийского резерва "Олимпиец"


+7 (34253) 2-89-33 mbuschor@yandex.ru г. Соликамск, ул. Володарского, д. 33

Педагог-психолог Наталья Докучаева

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Как известно, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека.  Каковы основные пути формирования воли? Это прежде, целеустремленность родителей, готовых дать ребенку всестороннее развитие, но при этом предъявляющих к нему достаточно высокие требования. Важным моментом воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие волевых качеств, это в первую очередь формирование дисциплины. Известна способность ребенка трех лет занимать отрицательную позицию относительно своих родителей, и это важный показатель начала формирования воли. Развитие волевых качеств продолжается в ходе трудовой деятельности. Таким образом, воля формируется в процессе воспитания человека.

Перед каждым действием, человеку необходимо принять решение. Это решение означает дальнейшие изменения событий вокруг. Осознание того, что от последствий его поступка окружающий мир может измениться, а также понимание зависимости того, что может произойти от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Сила воли  - это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Чаще всего рядом с волей стоят такие качества личности, как целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

Инициативность является одним из важных качеств выработки умения владеть волей. Говорят часто, «первый шаг труден». Умение легко взяться за дело по собственному желанию, не дожидаясь указаний извне, является ценным свойством воли. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения, в умении не поддаваться влиянию препятствий, возникающих при достижении поставленной цели. Решительность выражается в уверенности, и быстром темпе, «в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов» с которым принимается решение. Здесь также важно отметить наличие твердости в проведении решения.

Развитие воли подростков тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Мотивация поступка, в которой есть волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Хорошим примером такой деятельности может служить осознанно поставленная труднодостижимая цель, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается без участия воли.  Все совершенные успехи, это результат огромной воли их создателей. Человек в первую очередь тем и отличается от всех живых существ, что у него, кроме  сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой остальные способности оставались бы пустым звуком. Волю необходимо развивать и совершенствовать. Для этого необходимо наличие мотивации, постановка цели, продумывание плана действий и выполнение поставленного им же решения.