Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение

Cпортивная школа олимпийского резерва "Олимпиец"


+7 (34253) 2-89-33 mbuschor@yandex.ru г. Соликамск, ул. Володарского, д. 33

Психолог Леонтьева Яна Викторовна

Почему ваш ребёнок вас не слышит. Ох уж это: "Я говорю, говорю... а ему хоть бы что!". Знакомо? Почему же так происходит? Чаще всего потому, что вас просто можно не слышать! Просто вы сами позволяете своему чаду игнорировать вас.

            В процессе психологического консультирования родителей очень часто обнаруживается, что сами взрослые допускают ошибки, которые ведут к тому, что ребенок их не слышит или не считает нужным делать то, что ему говорят. Самые распространенные из них приведены в списке ниже.

  1. "Часто, когда я что-то говорю своему ребенку, я не обозначаю ему время или момент, когда именно надо выполнить мою просьбу".

Например, я прошу его убрать за собой, а он говорит: "Хорошо, потом", - и уходит. И до тех пор, пока не начну повышать голос или строго требовать, просьба не выполняется. 

2. «Бывает, что я прошу-прошу, а потом просто устану повторять одно и то же, беру и делаю сам(а)».

 Вот уж счастье для вашего чада! Зачем же выполнять ваши требования, если можно просто не делать. Помните, что если вы хотя бы иногда "сдаётесь" и отменяете свои решения, то быть услышанным у вас просто нет шансов. 

Например, родитель хочет, чтобы сын сам убирал свою школьную форму в шкаф. Но каждый вечер, приходя домой, видит одну и ту же картину: кинутые комом на диван рубашка и брюки. Мать начинает ворчать, ругаться, требовать, чтобы всё было убрано немедленно. В итоге форма убирается с дивана, из шкафа достаются плечики, но в этот момент звучит окрик: «Стой! Ты что, не видишь, в каком она состоянии? Её опять надо гладить. Оставь».

В этой простой ситуации сразу две ошибки. Первая – это непоследовательность действий взрослого, сначала он просит, а потом сам отменяет своё требование. Вторая - это то, что ребенка не сталкивают с последствиями его действии. Если мать хочет, чтобы чадо научилось следить за чистотой и внешним видом своей формы, то куда разумнее было бы попросить самого ребенка погладить свои брюки и убрать их в шкаф. И напомнить, что, если бы убрал сразу, то гладить было бы не нужно 

3. «Я хожу и повторяю ему по много раз, что нужно сделать, а он лишь отмахивается от меня. Часто доходит до того, что я просто начинаю кричать. Но и это не всегда помогает». 

Это тоже распространенная родительская ошибка. Вся проблема в том, что у вас нет системы в предъявлении требований. Ваши способы достучаться до ребенка не эффективны, а других вы не знаете. Ребёнок ощущает вашу беспомощность, понимает, что вы не можете ничего ему сделать, и ведёт себя так, как ему удобно. 

4. "Иногда бывает так: я что-то попросила, ребёнок быстро сделал, а потом ему приходится ждать меня". 

Например, мама настаивает, что пора в кровать, настало время чистить зубы и читать. И вот уже чудо-чадо готово ко сну, умытое в пижаме и с книжкой зовёт вас. И тут ему сообщают, что надо подождать, пока мама домоет посуду или напишет сообщение. В этот момент ребенок возмущен и расстроен. Ему не понятно, зачем же тогда было выполнять ваше требование, если вы сами ещё не готовы к дальнейшим действиям. 

Как изменить ситуацию? Самое важное – будьте последовательны в предъявлении ваших требований. Если вы заявили ребенку, что ему нужно что-то сделать (убрать постель, прийти обедать, собрать игрушки, сделать уроки), не отменяйте и не отодвигайте «на потом» это действие. Мягко и настойчиво повторяйте вашу просьбу, отказывайтесь делать что-то, что не входит в этот момент в ваши планы (включать телевизор, поиграть с ребенком). Убеждайте, увлекайте, договаривайтесь. Пускайте в ход весь свой родительский арсенал (я надеюсь, вы понимаете, что речь не о криках и угрозах). 

Дайте время. Во-первых, чтобы завершить то, чем ребенок занят. Во-вторых, чтобы морально настроиться на другую деятельность, особенно, если эта деятельность не слишком привлекательна для вашего чада.  Это может выглядеть, как описание момента для более младшего ребенка и как конкретное время для старшего. Для дошкольника, например, так: «Я жду тебя обедать, как только ты закончишь этот рисунок». Для ребенка, который уже ориентируется по часам: «У тебя есть 30 минут, чтобы отдохнуть после школы, после нужно будет собираться на тренировку». 

Выслушайте возражения. Когда мы видим, что другим не безразличны наши желания и эмоции, то это позволяет гораздо легче принять необходимость выполнять их требования. Дети здесь не исключение. «Я понимаю, что ты хочешь ещё поиграть и огорчен тем, что уже пора собираться на занятия. Давай пока не будем ничего собирать. Когда вернемся, ты сможешь продолжить игру».

 Продумайте и покажите выгоду от того поведения, которого вы ждете от ребенка. А также последствия за невыполнение ваших требований. Хотите, чтобы он побыстрее лег в кровать – почитайте пару страниц сверх обычного, если это получится у вашего чада, или полежите подольше с ним в обнимку.

 Ждёте, что ребенок к определенному времени справится с уроками – предложите ему что-то ценное для него, если он справится с задачей. Совместную вечернюю прогулку, например, или дополнительное время на возможность пообщаться с друзьями в интернете. 

Если же не сделал уроки вовремя, то вы можете отправить ребенка на сон чуть раньше и вместе с тем, раньше поднять его утром. Если вы опаздываете на интересное мероприятие, хотя вы начали собираться вовремя – можете отменить его. 

Как и что именно делать – решаете вы. Думаю, что сам принцип вам понятен .
Дайте возможность выбора и влияния. Никому не приятно делать что-то в жестком приказном порядке. Договаривайтесь.  Например, вам нужно идти в поликлинику, но вы можете ехать транспортом, на машине или отправиться туда пешком – отдайте этот выбор ребенку. Вам важно, чтобы чадо помогало по дому – дайте ему право самому решить, что именно он может делать: мыть посуду, выносить мусор или накрывать на стол. 

Если эти простые рекомендации не помогают, то проблема может быть гораздо глубже. Можете поискать полезную информацию на сайтах. Например,
www.all-psy.com. Но лучше всего обратиться на личную консультацию к детскому психологу.