Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение

Cпортивная школа олимпийского резерва "Олимпиец"


+7 (34253) 2-89-33 mbuschor@yandex.ru г. Соликамск, ул. Володарского, д. 33

Психолог Леонтьева Яна Викторовна

Исследователи проблемы подростковых суицидов предлагают различные классификации причин суицидального поведения. В частности, предлагается делить их на внешние, источниками которых являются объекты и субъекты реального мира, и внутренние, исходящие из конфликтов, комплексов и определенных черт характера самого подростка.

А.А. Султанов (1983) выделял следующие группы факторов:

– проблемы в адаптации к социуму из-за высокого уровня притязаний;

– семейные конфликты, обусловленные неприятием ценностей старшего поколения;

– алкоголизация и наркотизация.

Однако это далеко не полный список суицидальных мотивов у подростков. По мнению В. Кузнецова (1996), в него следует включить: одиночество, потерю одного из родителей или их развод, неразделенную любовь, ревность, оскорбленное самолюбие. А.Е. Личко (1999) дополняет этот список следующими мотивами: разрушение защитных механизмов личности, отождествление себя с человеком, уже совершившим суицид, наличие достаточно высокого уровня страха, гнева и/или печали. Также к списку причин можно добавить сексуальное насилие, депрессию и различные акцентуации характера. Помимо этого у подростков еще не сформировано правильное представление о смерти. Им, по мнению С.В. Зиновьева (2002), может казаться, что смерть – явление преходящее. Зиновьев выдвигает также следующие тезисы:

– чем младше ребенок, тем сложнее определить истинность его намерений уйти из жизни;

– большинство суицидальных мотивов детей и подростков основано на их эмоциональной импульсивности;

– среди молодежи распространен так называемый эффект Вертера (когда за одним совершенным суицидом следует волна новых).

Согласно данным В.Ф. Войцеха (2007), в препубертатном периоде главными причинами считаются проблемы в семье и школе, а в пубертатном – любовные и сексуальные конфликты. Эти наблюдения связаны с ведущей деятельностью ребенка в определенном возрастном периоде: если в препубертате он увлечен учебой, построением дружеских связей с одноклассниками и учителями, то при достижении подросткового возраста на первый план выходит взаимодействие полов.

Однако семья всегда играет одну из главных ролей в жизни любого подростка, она же и остается наиболее важным суицидальным фактором. Риск совершения суицида у подростка значительно возрастает, если у него имеются проблемы в семье, к которым можно отнести: насилие, длительное отсутствие или смерть одного из членов семьи, а также патологическое воспитание. По сообщению Б.С. Положего и группы исследователей (2011), большинство детей и подростков, пытавшихся совершить или уже совершивших суицид, получили патологическое воспитание.

Все вышеуказанные причины по отдельности или в совокупности формируют у подростков суицидальные мысли и намерения. Самой распространенной причиной суицидов, по данным обычно являются ссоры с родителями. На втором месте находится несчастная любовь, на третьем – ссоры со сверстниками.

Количество же суицидальных мыслей и намерений гораздо больше и не поддается точному исчислению.