Карта сайта

Муниципальное бюджетное учреждение

Cпортивная школа олимпийского резерва "Олимпиец"


+7 (34253) 2-89-33 mbuschor@yandex.ru г. Соликамск, ул. Володарского, д. 33

Педагог-психолог Наталья Докучаева

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВО ВРЕМЯ ТРАВМ

Согласно статистическим данным, ежегодно спортсмены получают травмы во время различных видов спортивной деятельности. Основной причиной спортивных травм, естественно, являются физические факторы, однако существенную роль играют также и психологические факторы. В частности, потенциально стрессовая спортивная ситуация (например, соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травме в зависимости от спортсмена и от того, насколько «угрожающей» он считает данную ситуацию. Ситуация, воспринимаемая как угрожающая, ведет к повышению тревожности, что в свою очередь вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении. Все это повышает вероятность получения травмы.

Однако стресс — не единственный психологический фактор, который влияет на вероятность получения травмы. Также  свойства личности, предыдущие стрессоры (факторы напряжения) и предпосылки, позволяющие справиться со стрессом, также оказывают влияние на процесс стресса и, следовательно, на вероятность травмирования.

Более того, в случае получения травмы эти же факторы влияют на процесс реабилитации и восстановления. И наконец, люди с развитыми психологическими навыками и умениями (например, постановка цели, идеомоторные акты, релаксация) лучше справляются со стрессом, что снижает как вероятность получения травмы, так и степень стресса, обусловленного травмой.

 КАК СЛУЧАЮТСЯ ТРАВМЫ

Физические факторы, такие, как мышечный дисбаланс, столкновения на высокой скорости, перетренированность и физическое утомление, являются основными причинами травм. Вместе с тем определенную роль могут играть и психологические факторы. Психологическими предпосылками спортивных травм могут быть особенности личности, уровни стресса .

Было установлено, что уровень стресса является важной предпосылкой спортивных травм. Спортсмены, чаще подвергающиеся стрессовым ситуациям, как правило, чаще получают повреждения. В этой связи специалисты в области спорта и физической культуры должны знать о коренных изменениях в жизни своих подопечных, стрессовых ситуациях, в которых оказываются спортсмены, и соответствующим образом корректировать тренировочный процесс, а также оказывать психологическую помощь таким спортсменам.

Если спортсмен, имеющий незначительную социальную поддержку и невысокий уровень умений справляться со стрессами, сталкивается с существенными изменениями в своей жизни, вероятность получения травмы значительно повышается.

Нарушение концентрации внимания

Согласно одной из теорий, стресс нарушает концентрацию внимания, снижая периферическое внимание. Кроме того, выдвигается предположение, что повышенное состояние тревожности также приводит к нарушению концентрации внимания и нерелевантным мыслям. Например, служащий, бегущий трусцой во время обеденного перерыва, после ссоры с коллегой, может оказаться невнимательным к своему маршруту, не заметить ямки и подвернуть ногу.

Повышенное мышечное напряжение

Высокий уровень стресса может сопровождаться значительным мышечным напряжением, которое нарушает координацию движений и повышает вероятность получения травмы. Например, гимнастка при высоком уровне стресса испытывает чрезмерное мышечное напряжение, что может привести к ее к падению с бревна и травме.

Следует также отметить, что многие спортсмены уверены в том, что они должны «тренироваться, превозмогая боль» и что всегда «чем больше, тем лучше». Это ведет к перетренированности и возникновению таких травм, как «теннисный локоть», «расколотая голень», «плечо пловца» и др.

Интенсивные физические тренировки действительно сопровождаются определенной степенью дискомфорта, однако спортсмены и занимающиеся должны отличать естественный дискомфорт вследствие высоких физических нагрузок и высокого объема тренировок от болевых ощущений, которые ассоциируются с началом травмы.

Необходимо научить спортсменов и занимающихся отличать естественный дискомфорт, обусловленный высокими нагрузками и объемом тренировочных занятий, от болевых ощущений, знаменующих начало травмы.

Болевые ощущения вследствие травмы и дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками

Необходимо научиться отличать дискомфорт, обусловленный физическими нагрузками, от болевых ощущений, обусловленных травмой. Заменить девиз команды «Без боли нет успеха» на «Тренироваться усердно, но не на грани своих возможностей». Также изменить расписание тренировочных занятий, увеличив количество дней отдыха, и установить правило, согласно которому никто не должен тренироваться с отягощениями в выходные дни. Обсуждать со своими подопечными разницу между ощущением дискомфорта и ощущениями, связанными с травмой, подкрепляя правильное поведение похвалой и поощрениями. Проинформировать  родителей спортсменов о необходимости обращать внимание на хронические болевые ощущения у их детей.

  РЕЗЮМЕ

Психологические факторы влияют на распространенность травм, реакции на травмы и процесс восстановления. Такие психологические факторы, как стресс, могут быть предпосылками травм спортсменов и занимающихся.

При выявлении высоких уровней стресса необходимо использовать специальные методы, направленные на снятие стресса, а также внести соответствующие изменения в тренировочный процесс. Спортсмены должны научиться отличать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками, от боли, обусловленной повреждением. Они должны понимать, что отношение к занятиям по принципу «без боли нет успеха» может привести к травмам.

Психологические основы реабилитации включают такие аспекты: установление взаимоотношений с травмированным человеком, его информация о сущности травмы и протекании процесса восстановления, обучение специальным психологическим навыкам и приемам, таким, как определение целей, идеомоторные акты, релаксация, подготовка травмированного человека к возможным рецидивам в процессе реабилитации и обеспечение социальной поддержки.