Карта сайта Версия сайта для слабовидящих

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Cпортивная школа олимпийского резерва "Олимпиец"


+7 (34253) 2-89-33 mbuschor@yandex.ru г. Соликамск, ул. Володарского, д. 33

Педагог-психолог Наталья Докучаева

Психические состояния, которые связаны с оценкой результатов спортивной деятельности (радость, подъем, эйфория, фрустрация).

Психическое состояние – это своеобразность психической деятельности, обусловленная ее содержание и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются стойкой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и стойкими, личностными.

Радость – чувство эмоционального отношения, склонна выражаться в смехе. Еще одним определением радости есть – это эмоциональное выражение большого счастья. Радость, как правило, следует за личным успехом или процессом творчества. Таким образом, это удовлетворение своими действиями или общими действиями группы людей (победа любимой спортивной команды). Эта эмоция характеризуется не только собственным удовлетворением собой, а и одобрениям со стороны других лиц.

Эйфория – это состояние радостного расположения духа; человек, который находится в эйфории удовлетворен абсолютно всем, он спокойный и беззаботный. Во время эйфории наблюдается мимическое и пантомимическое оживления, психомоторное возбуждение.

Фрустрация - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа к энергичным действиям для достижения цели. Успешному решению ситуации оказывает содействие устранения чрезмерной реакции на неудаче и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используется самовнушение и самоубеждение.

Саморегуляция психоэмоционального состояния- это умение самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими. В спорте это умение является одним из решающих факторов в достижении высоких результатов. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности.

 

  • Опыт спортивной практики показывает, что каждый здоровый человек располагает предпосылками к овладению методами саморегуляции. Если при применении их не всегда достигается желаемый эффект, это, как правило, обусловлено одним из следующих факторов:

  • - отношением спортсмена к выполнению данных упражнений (его внутренним настроем). Достижению успеха не способствует чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужны систематическая работа, терпение, волевые усилия;

  • - успехом, достигнутым на ранней стадии тренировки, который может дезориентировать спортсмена в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение преодолевать трудности;

  • - плохими условиями самотренировки. Поэтому надо создавать спокойную обстановку, исключающую внешние помехи, способствующую расслаблению. По мере овладения методами психорегуляции можно переходить к тренировке в реальных условиях спортивной нагрузки;

  • - выбором метода саморегуляции, который не соответствует индивидуальной предпочтительности спортсмена. Поэтому выбор психорегулирующих средств должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле их эффективности;

  • - особенностью проявления таких личностных качеств, как внушаемость и способность к воображению.

 

 Некоторые общие приемы регуляции эмоциональных состояний.

 В выборе и применении конкретных приемов регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правильный учет индивидуальных особенностей человека. Предлагая систему приемов саморегуляции, следует сказать о том, что не существует стандартных приемов, пригодных для всех людей и всех случаев. Однако, учитывая существенные индивидуальные эмоции, можно рекомендовать для практического использования определенную систему приемов саморегулирования эмоциональных состояний.

  • Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц и другими выразительными движениями тела, человек приобретает в какой-то мере умение владеть собой, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.
  • Специальные двигательные упражнения. Они используются для регулирования эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть различными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движений, мышечным напряжениям и т.д. Размеренные ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят.

  • Упражнения на расслабление и последующее напряжение различных групп скелетных мышц. Они составляют важную часть аутогенной тренировки, так как вызывают изменения в функциональном состоянии не только мышечной, но и нервной систем.

  • Индивидуализированная разминка. От характера разминки зависит не только физиологическое состояние организма перед началом спортивного действия, но и его психологическая готовность выполнять спортивную задачу наилучшим образом.

  • Специальные виды массажа и самомассажа. Сильное возбуждение центральной нервной системы можно снять успокаивающим массажем, самомассажем (медленное поглаживание, легкое разминание, спокойное потряхивание); при угнетенном состоянии рекомендуется активный массаж, самомассаж с энергичным прорабатыванием мускулатуры: быстрые поглаживания, растирания, энергичное и глубокое разминание.

  • Дыхательные упражнения. Применяются в разном ритме с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их назначения. Для подбадривания, например, применяется "полное дыхание" с сильным выдохом. Упражнения с медленным, постепенным вдохом и выдохом являются успокаивающими.

  • Приемы, основанные на регуляции эмоций через воздействие на различные анализаторы. Эмоциональное воздействие раздражителей может быть возбуждающим и успокаивающим. Так, красный цвет действует возбуждающе; синий и зеленый цвета, напротив, успокаивают человека; мелодичная музыка, пение птиц также действуют на общее эмоциональное состояние, повышают тонус нервной системы.

  • Воздействие второсигнальных раздражителей (речь). Известно, что словом человека можно одобрить, обрадовать, поощрить, огорчить, успокоить и т.д. Чтобы вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать проявлению воли, целеустремленности, человек должен уметь применять самоободрение, самоуспокоение, самоприказ, самоубеждение ("я должен", "надо", "я могу", "я добьюсь").