Психологическая готовность ребенка к выступлению на соревнованиях
Педагог-психолог Наталья Докучаева
Психологическая готовность ребенка к выступлению на соревнованиях является одним из главных показателей — главным фактором успеха. Перед ответственным выступлением любой тренер (от титулованного до начинающего) тревожится в первую очередь не о технике и тактике, а о том, как обеспечить желание ребенка к полной самоотдаче на тренировках, к выполнению тяжелейшего (прежде всего — психологически) тренировочного режима; как вывести его на «пик» спортивной формы к наиболее значимым соревнованиям; как снять излишнее психическое напряжение или, наоборот, мобилизовать ребенка на выступление.
Ведь именно с психологическим фактором напрямую связаны разочарования, нелепые ошибки, а зачастую настоящие трагедии, которые мы наблюдаем на спортивных аренах.
Очень важно, чтобы ребенок переработал ситуацию поражения на соревнованиях. Безусловно, если ребенок впервые вышел на внешние соревнования и никакого места призового не занял, то это и не является поражением. Главное, ребенок должен воспринять как поощрение сам приход на соревнования. Если же случилась обычная ситуация, когда ребенок все время занимал призовые места и вдруг случилось несчастье – он не вошел даже в шестерку награждаемых, и ребенок переживает, то этот случай надо обязательно проработать. Не все тренеры, дети и их родители могут действительно оказать психологическую помощь.
Что надо сделать незамедлительно?
- несмотря на отрицательный в целом результат, необходимо обозначить для ребенка все хорошее в выступлении (какие элементы были сделаны безукоризненно, особенно подчеркнуть те элементы, которые длительное время не получались у ребенка);
- ребенку нужно передать установку «Все оценки относительны», поэтому ребенку надо показать, что он может большее, если у него уже что-то получается;
- для ребенка нужно сразу выработать две основные цели на предстоящие тренировки (какие элементы надо отработать еще или поменять), что позволяет ребенку сразу окунуться после соревнований в атмосферу достижения новых результатов (а не уйти в жаление себя, и как следствие, в депрессию);
- ни в коем случае нельзя произносить слово «не повезло», поскольку ребенок начинает искать причины неудач не в себе (и тем самым больше работать), а во внешних обстоятельствах, а это – залог дальнейших проигрышей. Ребенок не анализирует в этом случае ситуацию, и тем самым не вносит коррективы в свое выступление.
Формируйте у ребенка отношение к соревнованию как к празднику, ведь соревнование это возможность показать себя, проверить свои силы, а не только оценка его успехов тренером, а зачастую и родителями. Положительные эмоции помогают преодолеть волнение, страхи, помогают чувствовать себя увереннее. А победители всегда умеют справляться со своим волнением!